Если вы когда нибудь хотели сменить гитару или звукосниматели, то вы должны знать, что выбор магнитов — вещь, которую нельзя переоценить. Это могут быть как обычные (в сингловых датчиках), так и рельсовые магниты. Само собой форма магнита не является определяющим показателем в звучании, однако она очень сильно влияет на дизайн датчика. Чтобы лучше понять, что именно вам лучше всего подходит, стоит начать с типов магнитов. У звукоснимателей очень много параметров, влияющих на звук, но тип магнита — это отправная точка, с которой стоит начать поиск вашего эксклюзивного звучания.
Альнико — это сплав алюминия, никеля и кобальта. Альнико часто ассоциируется с винтажным звуком и старыми датчиками, которые ставили в свои гитары такие гранды как Fender, Gibson, Gretsch и другие. Часто после слова Альнико вы можете заметить цифру — II или IV, она говорит о составе сплава и силе магнитного поля. В основном датчики с альнико магнитами можно описать как спокойные, естественные, мягкие.
Однако стоит знать, что цифра после альнико не даст вам понимания как именно звучит конкретный датчик. Альнико магниты используются и в сингловых звукоснимателях с малой мощностью точно так же, как и в супер горячих активных хамбакерах. К примеру, сменив датчики в Gibson Les Pauls c Duncan Alnico II Pro на комплект ’59 и JB, мы получили более упругий низ и детализированные верха, в отличие от прошлого тёплого звучания с приподнятой серединой в духе 70х.
Звукосниматели Lindy Fralin Alnico V Single Coil
В сингловых звукоснимателях Альнико V рекомендуется для тех, кому нужен техасский блюзовый звук, а Alnico III — для классического звучания образца 1954 года. Также интересная деталь, если отложить в сторону диаметр сечения проволоки и число витков, сила магнитного поля разных магнитов будет влиять на звучание по-разному. В экстремальных случаях сила магнитного поля не будет давать струнам свободно колебаться, вы услышите это в виде трели, что лечится только опусканием датчика относительно струн.
Вот почему не стоит делать поспешных выводов о качестве звукоснимателя до того, как вы поиграетесь с его высотой относительно струн. Идеальную точку нужно для каждого звукоснимателя подбирать индивидуально.
Компания DiMarzio выпускает также серию датчиков «Area» с магнитами Alnico II. Эти звукосниматели обладают теми же звуковыми характеристиками, что и Alnico 5 (приподнятая середина и мощный выход), но сила притяжения у них меньше. Это позволило расширить динамический диапазон и чувствительность, при этом сохранив традиционный для хамбакера формат с двумя катушками, что позволяет снижать уровень шума, как вы все знаете. Так что, если Alnico — это ваше всё, даже здесь есть варианты выбора. Технологии не стоят на месте. Пробуйте!
Ace Frehley с хамбакерами Dimarzio Super Distortion
Керамика — ферритовые магниты этого типа делаются из химической смеси керамики и оксида железа. Существует миф, что керамические магниты — это дешевая версия альнико. Цитируя известного гуру звукоснимателей Билла Лоуренса, «бывают паршивые резкие альнико датчики и очень мягкие керамические. А бывает и наоборот!»
Керамические магниты очень популярны. Их применяют в не только в гитарных звукоснимателях, но и в акустических системах, в домашних аудио-системах. Там почти везде стоят керамические магниты.
На звучании звукоснимателей это сказывается следующим образом. Более мощная атака, более чистый звук, часто с компрессированным характером. Именно поэтому керамические магниты используются в хамбакерах, которые по своей природе имеют большее сопротивление и звучат более тускло. Впервые я услышал керамический магнит, когда установил на свою первую гитару звукосниматель Dimarzio Super Distortion. Этот датчик, уже ставший легендой, имеет сопротивление примерно 13 КОм, ярок выраженную середину и кусачий характер звука в целом. Если вы любите классический рок, скорее всего вы слышали на ваших любимых записях, начиная аж с 1972 года, когда он был выпущен. Этот датчик активно использовали Jimmy Page, Ace Frehley и тысячи других музыкантов. Это был один из первых звукоснимателей, который можно было купить отдельно от гитары и установить в качестве замены. Лично для меня — это один из любимых хамбакеров для бриджа. Очень хорошо добавляет атаки и яркости при игре.
Что касается сингловых датчиков, изучив предложение, вы поймёте, что на рынке доминирует Alnico V. Хотя, например, у компании G&L есть очень удачная керамическая альтернатива — их звукосниматели MFD (Magnetic Field Design). Преимущество их в том, что высоту каждого магнита можно регулировать. Это невозможно сделать с датчиками винтажного дизайна, где высота магнитов установлена по умолчанию. Они звучат очень чисто, а уровень шума очень низкий, что совсем не похоже на сингловые датчики. Лично я был очень впечатлён гитарой G&L ASAT. Очень резвая палка!
Магнитное поле SCN звукоснимателя
Samarium Cobalt — «редкий земляной» магнит, на основе которого можно сделать более чувствительный, стабильный и эффективный звукосниматель. Bill Lawrence был одним из первых, кто начал производить SCN звукосниматели. Впервые они были использованы массово в электрогитарах Fender American Deluxe в 2004 году. Магниты сами по себе настолько мощные, что приходится делать их миниатюрными, в добавок они почти не размагничиваются и не ржавеют. Более мягкое магнитное поле, которое они создают, позволяет снижать такие побочные эффекты как магнитные помехи при взаимодействии со струнами.
Самарий-кобальтовые звукосниматели очень чувствительны к высоте относительно струн, поэтому у вас есть возможность довольно сильно влиять на ваше звучание при помощи простой отвёртки. Добавьте ку этому более широкий частотный диапазон и более мощный выход + низкий уровень шумов. И вот, кажется, вопрос выбора решён :)
Некоторые люди, которые любят винтажный характер датчиков Alnico, стараются держаться подальше от всяких новшеств, но я думаю, здесь надо исходить из музыки, которую вы играете и всей остальной цепочки оборудования. По крайней мере эта технология стоит того, чтобы её попробовать и сделать выводы для себя. Если, конечно, вы способны на эксперименты ;)
Итак, когда вы выбираете звукосниматель, внимательно изучайте, какие магниты используются в нём, но не торопитесь делать окончательные выводы о его звучании. На сайте известного среди профессиональных музыкантов производителя звукоснимателей Lindy Fralin написано следующее:
«Есть четыре важных компонента, которые влияют на звучание гитары: (1) звукосниматели, (2) дерево, (3) усилитель и динамики и (4) толщина струн и их высота над грифом.»
Да, я знаю, слишком много НО в этой схеме, но я советую вам узнать как можно больше о каждом из этих 4 предметов, чтобы лучше разобраться в том, что вам нужно от звука и как этого добиться. А пока продолжим наши поиски идеального звучания, главное не забыть по пути о самом важном — ИГРАЙТЕ НА ГИТАРЕ!
Максим Иванов, © KOMBIK.COM